Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
Стр. 71 учебника 2011-2018:
Природные зоны России
1. Познакомьтесь с картой природных зон России (с. 72 – 73). Сравните её с физической картой нашей страны. Что обозначают разные цвета на карте природных зон?
2. Определите по карте, какие природные зоны есть в России.
3. Выскажите предположение, почему происходит смена природных зон. Проверьте себя по тексту учебника.
Стр. 71 учебника 2023-2024:
Обсудим!
1. Сравните природу тундры и природу зоны арктических пустынь. Чем объясняется сходство и различие?
2. Приведите примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это приводит? Что нужно сделать, чтобы этого не допускать?
Стр. 71 учебника 2011-2018:
1. Знакомимся с картой природных зон России (с. 72 – 73). Сравниваем её с физической картой нашей страны. Отвечаем, что обозначают разные цвета на карте природных зон.
1. Карта природных зон нашей страны и физическая имеют между собой сходства и отличия.
Сходство – на обеих картах обозначены границы нашей страны, крупные города, реки, озёра, моря, океаны.
Различия – на физической карте показаны формы земной поверхности, а на карте природных зон мы видим обозначение различных природных зон и их границы.
2. Определяем по карте, какие природные зоны есть в России.
По условным обозначениям природных зон в легенде карты мы видим, что в России существуют следующие природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, субтропические леса, смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности.
3. Высказываем предположение, почему происходит смена природных зон. Проверяем себя по тексту учебника.
Смена природных зон происходит потому, что происходит неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли.
В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по земной поверхности и слабо нагревают её.
По направлению к югу солнечные лучи нагревают Землю всё теплее и теплее. А это значит, что чем южнее, тем больше природа будет отличаться от природы в северных районах.
Стр. 71 учебника 2023-2024:
1. Сравниваем природу тундры и природу зоны арктических пустынь. Отвечаем, чем объясняется сходство и различие.
Сходство:
♦ долгая и очень холодная зима, короткое холодное лето;
♦ животный и растительный мир невелик, растения низкорослые;
♦ бывает полярная ночь и полярный день.
Различие:
♦ в тундре почва немного лучше прогревается солнечными лучами, чем в арктических пустынях;
♦ в зоне арктических пустынь постоянно лежит снег, а в тундре тает;
♦ в тундре богаче растительный и животный мир;
♦ в тундре оттаивают участки почвы, а в арктических пустынях все участки земли покрыты снегом.
2. Приводим примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. Рассказываем, к чему это приводит. Что нужно сделать, чтобы этого не допускать.
Хозяйственная деятельность человека наносит тундре вред.
• Во время добычи нефти окружающая местность подвергается сильному загрязнению.
Следует внедрять на нефтепромыслах новые технологии, безопасные для окружающей среды.
• Незаконная охота – браконьерство.
Нужно ужесточить наказание за незаконную охоту. Охранять редких животных, создавать заповедники.
• Движение вездеходов и тракторов нарушает поверхность почвы, приводит к гибели растений.
Надо использовать транспорт на шинах сверхнизкого давления, которые почти не оставляют следов.
• Исчезновение ягеля на многих пастбищах, потому что животных в нужное время не перегоняют на другие пастбища.
Человеку следует заранее перегонять стада оленей на другие пастбища, чтобы ягель нарастал в прежнем количестве.
Выберите год учебника
Стр. 71 учебника 2011-2018:
► Познакомься с планом изучения природной зоны. Этим планом мы будем пользоваться на следующих уроках. По этому же плану будем делать характеристику изученных природных зон.
План изучения природной зоны
1. Название, изображение на карте.
2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).
3. Использование природы данной зоны человеком.
4. Экологические проблемы и охрана природы.
Стр. 71 учебника 2023-2024:
Проверь себя
1. Покажи на карте зону тундры.
2. Дай краткую характеристику зоны тундры по плану, приведённому на с. 51.
Стр. 71 учебника 2011-2018:
► Знакомимся с планом изучения природной зоны, которым будем пользоваться на следующих уроках, будем делать характеристику изученных природных зон.
Изучаем природную зону по плану:
1. Название, изображение на карте.
2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).
3. Использование природы данной зоны человеком.
4. Экологические проблемы и охрана природы.
Стр. 71 учебника 2023-2024:
1. Показываем на карте зону тундры.
Становимся у карты таким образом, чтобы не закрывать собой показываемые объекты. Плавно указкой обводим границы объекта и называем его.
Тундра занимает крайнюю северную часть России, берега которой омывают Баренцево и Карское моря, затем море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, Чукотское море. На северо – востоке часть тундры местами находится между областями высотной поясности.
2. Даём краткую характеристику зоны тундры по плану, приведённому.
Характеристика тундры по плану
1. Название, изображение на карте.
Природная зона – тундра. Изображение на карте – . Показываем на карте изображение тундры: крайнюю северную часть России, берега которой омывают Баренцево и Карское моря, затем море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, Чукотское море. На северо – востоке часть тундры местами находится между областями высотной поясности.
2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).
Условия неживой природы:
• в тундре долгая и очень холодная зима, прохладное короткое лето;
• круглый год в тундре дуют сильные холодные ветры;
• летом почва оттаивает на небольшую глубину, а дальше лежит слой многолетней мерзлоты;
• в тундре очень много озёр и болот, потому что из – за низкой температуры воздуха вода с поверхности почвы испаряется очень медленно.
Растения тундры: различные мхи, ягель, карликовая берёза, полярная ива, голубика, брусника, морошка.
Животные тундры: мошки, комары, кулики, гуси, лебеди, журавли, лемминги, дикие северные олени, волки, белая куропатка, бела сова, песцы, кречеты.
Взаимосвязи в природе:
• От количества леммингов зависит жизнь хищников, которые на них охотятся. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей.
• В тундре полчища комаров и мошек, потому что на её территории очень много озёр и болот. В этих водоёмах достаточно пищи для комаров и мошек: крошечные водоросли, остатки растений.
• За дикими северными оленями всегда следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных.
3. Использование природы данной зоны человеком.
Человек разводит домашних северных оленей. Он использует территории тундры, пасёт оленей на пастбищах. Оленеводы перегоняют животных по тундре в поисках новых пастбищ с ягелем.
В тундре добывают нефть и газ.
Ведётся незаконная охота.
4. Экологические проблемы и охрана природы.
1. На многих оленьих пастбищах исчезает ягель. Оленеводам следует чаще перегонять животных с пастбища на пастбище, чтобы ягель успевал нарастать.
2. Во время добычи нефти окружающая местность сильно загрязняется. Теперь на нефтепромыслах внедряют новые технологии, которые безопасны для окружающей среды.
3. Незаконная охота – браконьерство. Под особую охрану взяты редкие животные, созданы заповедники.
Задания для домашней работы
1. Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.
2. В книге "Зелёные страницы" прочитай рассказ "Ягель". Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе? Объясни их с помощью текста рассказа.
3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры. Запиши в рабочей тетради план своего сообщения и наиболее важные сведения о растении или животном.
Домашняя работа
1. Рисуем, как представляем себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.
Выполняем рисунок по заданию учебника в рабочей тетради.
2. В книге "Зелёные страницы" читаем рассказ "Ягель". Перечисляем, какие виды лишайников объединены под этим названием. Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе. Объясняем их с помощью текста рассказа.
Виды лишайников: кладония оленья, кладония альпийская, кладония лесная.
Экологические связи: северные олени поедают ягель и зимой, и летом. Зимой ягель для оленей становится единственной пищей. Без него животные пропали бы. Не будет в тундре ягеля, значит не будет оленей.
3. Сообщение по окружающему миру на тему: "Росомаха – жительница тундры"
1. Росомаха, описание.
Росомаха похожа на маленького медведя. Она является одним из коренных хищных животных тундры России. При неуклюжей и косолапой походке они гибкие и проворные, как их сородичи в семействе куньих.
По размерам росомаха напоминает крупного пса, по виду – барсука или медведя с пушистым хвостом, размер которого около 18 – 23 см. Взрослое животное может вырасти до 85 см при весе 10 – 14 кг (самка) и 13 – 17 кг (самец). Самые крупные экземпляры могут весить и 20 кг.
Росомаха отличается огромными пятипальцевыми, почти квадратными ступнями (10 см – длина, 9 см – ширина) с крючковатыми когтями. Такая форма ступней помогает зверю легко преодолевать глубокие заснеженные участки.
Летном мех у росомахи слишком короткий, а к морозам вырастает густой шерстный покров темно – коричневой/черной расцветки, разбавляемой широкой, более светлой полосой по бокам.
Грубая шерсть уникальна по структуре: никогда не слипается и не промокает.
2. Образ жизни, питание.
Росомаха в питании не привередлива, она часто поедает остатки добычи волков. Сама ловит беляков, мышевидных грызунов. Иногда даже охотится на крупных копытных: может напасть на оленя. По деревьям росомаха лазает не хуже, чем передвигается по земле.
За постоянные перемещения росомаху прозвали бродягой. Неразборчивость в еде помогает ей выжить в суровых условиях. Если добычу нельзя догнать, то росомаха берёт её измором, преследуя до истощения сил.
3. Интересное о росомахе.
♦ Росомаха спокойно переносит недельный голод, но отъедается всегда про запас, быстро набирая вес. Крупную жертву разгрызает на несколько больших фрагментов и прячет в разных местах, доедая постепенно, за 3-4 дня.
♦ Как и все представители куньих, росомаха имеет прианальные железы, выделения которых использует для привлечения особей противоположного пола, для обозначения "своей" территории, для отпугивания врагов.
Пахучий секрет не просто защищает росомаху от покушений хищников, но и придает ей храбрости. Она может отнять добычу у волка. Отсутствие сопротивления объясняется просто: волк пытается уйти от вонючего разбойника как можно быстрее.
♦ Росомаха надеется на свою силу и крепкие зубы. Если они не помогают, в ход идет последнее убойное оружие – отвратительный запах.
♦ Росомахе не занимать злобы, из – за чего её сторонится даже медведь.
♦ На человека не нападает без крайней необходимости. Только в случае опасности, если он загонит ее в угол. При опасности тявкает как лиса.
Вернуться к содержанию учебника