Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
Стр. 31 учебника 2019-2022:
Наши ПРОЕКТЫ
"Кто нас защищает"
Стр. 31 учебника 2011-2018:
Экологическая безопасность
1. Проследите по рисунку цепь загрязнения. Приведите свой пример.
Стр. 31 учебника 2023-2024:
Проектные задания
"Кто нас защищает"
► Нас защищает не только армия, но и полиция, Росгвардия, МЧС России. Так, одна из задач Росгвардии - борьба с терроризмом. Сотрудники МЧС спасают людей в местах стихийных бедствий, в случае пожаров, аварий на предприятиях, во многих других ситуациях, когда людям требуется экстренная помощь. В Интернете и других источниках информации найдите сведения о деятельности и истории этих служб.
► Возьмите с помощью взрослых интервью у интересных людей – ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников Росгвардии, МЧС. Заранее продумайте и запишите вопросы, которые вы хотите задать. Внимательно слушайте собеседника, не перебивайте его. Ответы запишите в блокнот или на диктофон. Попросите разрешения сфотографировать вашего собеседника.
► Результаты работы оформите в виде стендов, альбомов, памятных листков, фотовыставок. Можно собрать всю информацию в большую книгу "Кто нас защищает", проиллюстрировав её фотографиями и рисунками. Итоги работы по проекту подведите на празднике-презентации.
Стр. 31 учебника 2019-2022:
Ответ смотрите на предыдущей странице.
Стр. 31 учебника 2011-2018:
1. Рассказываем о загрязнении по рисунку. Приводим свой пример.
На рисунке мы видим такую цепь загрязнения: промышленные отходы → рыба, содержащая загрязняющие вещества → обед с загрязняющими веществами → больной человек.
Свой пример цепи загрязнения: выхлопные газы автомобилей → фруктовые деревья → фрукты, содержащие загрязняющие вещества → больной человек.
Стр. 31 учебника 2023-2024:
Проект "Кто нас защищает. МЧС России."
План моего выступления на празднике – презентации.
1. МЧС России.
2. История МЧС России.
3. Спасатели МЧС, виды деятельности.
4. Профилактические мероприятия, которые проводятся сотрудниками МЧС.
1. МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. В 1990 году постановлением совета Министров РСФСР был образован Российский корпус спасателей. Принято отмечать, что этот день тоже считается днём образования МЧС России, которое возглавил Сергей Кужугетович Шойгу. Раннее численность сотрудников МЧС составляла 70 тысяч. В январе 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС.
3. Спасатели МЧС – это кадровые специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям, основной задачей которых является спасение людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях различного характера.
Спасатели постоянно рискуют своей жизнью ради спасения чужой. Они приходят на помощь при катастрофах, авариях, взрывах и других чрезвычайных ситуациях.
Спасатели занимаются разными видами деятельности, в зависимости от сложившейся ситуации. Основные специальности спасателей:
В МЧС спасатель является основной боевой единицей. Он всегда должен быть в отличной физической форме, вести здоровый образ жизни, заниматься в спортзале. Спасатель МЧС должен быть силён духом, поскольку он каждый день сталкивается с чужими бедами. Спасателю необходимо очень быстро реагировать на любую ситуацию и сигнал. Порой, на счету каждая секунда.
Часто спасателям приходится долгое время выполнять опасную и трудную работу: убирать химические загрязнения, разбирать завалы, восстанавливать очень важные для жизнедеятельности людей объекты.
4. Сотрудники МЧС на постоянной основе проводят целый комплекс профилактических мероприятий для детей с целью формирования у подрастающего поколения культуры безопасного поведения. Особенно важны эти мероприятия для детей перед наступлением летних каникул, самого беззаботного времени в году.
В ходе профилактических мероприятий инспектора разъясняют простейшие правила безопасности, напоминают номера телефонов экстренных служб. Объясняют детям, какую опасность несут ложные вызовы пожарной охраны, газовой службы, скорой помощи и прочее.
Детям вручают агитационные памятки по правилам безопасности жизнедеятельности.
Проект "Кто нас защищает. Интервью с сотрудником пожарной охраны."
План моего выступления на празднике – презентации.
1. Кто такой пожарный.
2. Почему я решила провести интервью с сотрудником пожарной охраны.
3. Презентация альбома, содержащего информацию о проведённом интервью.
1. Кто такой пожарный.
Пожарный – это человек, чьей работой является тушение пожаров. Это профессия смелых и волевых людей, которые отличаются своей решительностью и твёрдым характером. Они рискуют своей жизнью и здоровьем ради спасения других людей.
В обязанности пожарного входит спасение жизни людей, их имуществ, проведение первоочередных аварийно – спасательных работ, связанных с тушением пожаров, а также оказание первой помощи пострадавших.
2. Почему я решила провести интервью с сотрудником пожарной охраны.
Я восхищаюсь смелостью и решительностью пожарных. Они выполняют очень тяжёлую и опасную работу, рискуют своими жизнями.
Этим интервью мне хочется ещё раз напомнить одноклассникам о важности соблюдения правил пожарной безопасности.
3. Презентация альбома, содержащего информацию о проведённом интервью с сотрудником пожарной охраны Иваном Ивановичем.
Ученик: Добрый день, Иван Иванович! Я очень рад(а) Вас видеть. Спасибо большое, что нашли время на интервью. Можно задавать вопросы?
Пожарный: Добрый день! Я готов отвечать.
Ученик: Почему Вы выбрали профессию пожарного? Как родственники отнеслись к Вашему выбору?
Пожарный: Ещё в детстве мне всегда хотелось кого – нибудь спасти, совершить значимый поступок, который сделал бы меня мальчиком – героем. Мы играли с соседскими детьми в различные воображаемые катастрофы, где всегда оказывались спасителями планеты. Потом всё забылось, отслужил в армии, вернулся домой. Тут я понял, что другие профессии мне не интересны. Я хочу быть пожарным. Закончил академию МЧС. Мои родители и родственники всегда переживают за меня.
Ученик: У вас есть дети? Кем они хотят стать, когда вырастут?
Пожарный: У меня есть дочь. Она ещё очень маленькая. Но пожарной точно не будет, эта профессия не для женщин.
Ученик: Сколько лет Вы работаете пожарным?
Пожарный: Летом пойдёт уже шестой год.
Ученик: Что самое сложное в Вашей работе?
Пожарный: Все пожары разные, нужно быть готовым ко всем вариантам.
Ученик: Расскажите, пожалуйста, о костюме пожарного. Что он из себя представляет? Сколько весит?
Пожарный: Костюм пожарного состоит из куртки, штанов и обуви с металлическими вставками. Вся одежда сделана из ткани, пропитанной специальным составом, который защищает её от возгорания. Костюм с поясом, карабином и приспособлениями для оказания первой медицинской помощи весит около семи килограммов.
Ученик: Огонь можно тушить водой, газом, пеной, порошком. От чего зависит выбор?
Пожарный: Выбор зависит исходя из того, что горит. Если горит помещение, где всё под напряжением, то это тушить водой нельзя. Вода проводник электричества. Для тушения пожара используем порошковые системы в виде гранат, которые бросаем внутрь помещения. Они полностью покрывают его порошком.
Ученик: Что заливают в пожарные машины, которые выезжают на место происшествия? Воду или что-то другое?
Пожарный: В большинство пожарных автомобилей заливают воду. Но есть пожарные автомобили, которые наполняют пенообразователем – это концентрат пены. Пенообразователем тушат горючие материалы, например, бензин, солярку и прочее. Водой тушат всё остальное.
Ученик: Сколько литров воды помещается в резервуар пожарной машины? И на сколько минут её хватает?
Пожарный: От 2,5 до 3,5 тонн, потому что пожарные автомобили бывают разные. Время зависит от того, сколько стволов мы подаём. В среднем – 3,5 тонны хватает на полчаса непрерывной работы.
Ученик: Вам приходилось выносить людей или животных из огня? Что Вы чувствовали в момент их спасения?
Пожарный: Выносил из квартиры пожилого мужчину. Он был слишком стар, малоподвижен. Пожар случился, когда его дочь и зять были на работе, а внуки в школе. Случилось замыкание в проводке. Выгорело пол квартиры. Мужчина был спасён, пожар потушен. Что касается животных, то были и кошки, и собаки, и даже попугай. Во время спасения людей или животных не до чувств, важно молниеносно принимать правильные решения. Возможно, ещё кто – то ждёт помощи. Нужно проверить каждую комнату, каждый уголок, чтобы не допустить беды. А когда пожар потушен, радуемся все за спасённые жизни.
Ученик: Пожарные спасают людей, но бывает так, что сами погибают. Вы не боитесь погибнуть?
Пожарный: Я больше думаю о том, что могу сделать для людей, попавших в беду. О своей возможной гибели не думаю.
Ученик: Какими качествами должен обладать пожарный?
Пожарный: Это должен быть человек не только физически сильный, но и сильный духом. Смелый, грамотный, знающий своё дело, без вредных привычек, занимающийся спортом. Иначе как? При тушении пожара и спасении людей нужны все эти качества.
Ученик: Кто не сможет быть пожарным?
Пожарный: Кто не хочет быть пожарным, тот и не сможет. Будущие пожарные учатся, занимаются спортом, развивают силу воли.
Ученик: Как уберечь себя от пожара?
Пожарный: Нужно соблюдать все правила безопасности при пользовании электроприборами, газовой плитой, не играть с горючими жидкостями, со спичками. Если уже что-то случилось, нельзя поддаваться панике. Сразу попытаться накрыть огонь одеялом, засыпать песком или землёй. Это зависит от места возникновения пожара. Вывести всех из дома или квартиры, закрыть за собой входную дверь, позвонить родителям или диспетчеру в пожарную службу по номеру 101 или 112.
Ученик: Уважаемый Иван Иванович, из интервью с Вами я многое открыл(а) для себя о профессии пожарных. Я восхищаюсь Вами, вашей смелостью, волей и желанием помогать людям в опасных ситуациях. Спасибо за интервью! Благополучия Вам и Вашей семье. Всего доброго!
Пожарный: До свидания!
Правила проведения интервью.
♦ Собрать и изучить всю возможную информацию о теме интервью и собеседнике. Заранее ознакомиться со всеми специфическими терминами, подготовить возможные дополнительные вопросы, примеры, комментарии и т. п.
♦ Сделать так, чтобы вышестоящий руководитель вашего собеседника организовал интервью. В этом случае собеседник с меньшей вероятностью станет игнорировать какие – то вопросы и предоставлять неполную информацию.
♦ Слушайте, а не командуйте.
♦ Перефразируйте вопросы, говорите на понятном языке. Если вы перефразируете информацию, структурировав уже сказанное, собеседники могут ответить, верно ли их поняли. Такой прием также позволяет интервьюируемому добавить информацию или развить важные темы.
♦ Не задавайте слишком много вопросов.
♦ Начните и завершите интервью в назначенное время. Нельзя опаздывать или задерживать собеседника.
♦ Всегда пишите благодарственные письма собеседникам после интервью.
♦ Обработка результатов интервью. После проведения интервью необходимо разобрать все сделанные конспекты и перевести всю информацию в электронный (компьютерный) формат для удобства дальнейшей работы с ней, поиска, сортировки и т. п.
Пояснение.
Не обязательно задавать все вопросы, которые ниже приведены. Можно выбрать те, которые покажутся вам наиболее интересными. Или придумать свои.
Вопросы для проведения интервью с сотрудником пожарной охраны:
• Почему Вы выбрали профессию пожарного? Как родственники отнеслись к Вашему выбору?
• У вас есть дети? Кем они хотят стать, когда вырастут?
• Сколько лет Вы работаете пожарным?
• Что самое сложное в Вашей работе?
• Расскажите, пожалуйста, о костюме пожарного. Что он из себя представляет? Сколько весит?
• Огонь можно тушить водой, газом, пеной, порошком. От чего зависит выбор?
• Что заливают в пожарные машины, которые выезжают на место происшествия? Воду или что-то другое?
• Сколько литров воды помещается в резервуар пожарной машины? И на сколько минут её хватает?
• Вам приходилось выносить людей или животных из огня? Что Вы чувствовали в момент их спасения?
• Пожарные спасают людей, но бывает так, что сами погибают. Вы не боитесь погибнуть?
• Какими качествами должен обладать пожарный?
• Кто не сможет быть пожарным?
• Как уберечь себя от пожара?
Вернуться к содержанию учебника